Велосипеды
Аксессуары
Запчасти

Изобретатель велосипеда

Изобретатель велосипеда

Сергей Дашевский — двукратный чемпион СССР и пятикратный победитель мировых чемпионатов по гонкам на веломобилях. Если сложить те километры, что он проехал на мировых и отечественных соревнованиях во время своих путешествий по белу свету, получится, что Дашевский несколько раз на трех колесах обогнул земной шар.

Вперед в прошлое

По праздникам в центре Краснодара будто кто-то включает синема. Горожане крутят педали старинных великов времен Пенни Фартинг. И даже солидные мужчины с депутатскими значками не отказывают себе в удовольствии бесплатно прокатиться с ветерком на трехколесном ПАУКЕ, напоминающем огромный цирковой велосипед. Несмотря на свои внушительные размеры, ПАУК устойчивее обыкновенного велика, и гонять на нем легко.

Неподалеку от раритетов стоит сухощавый человек с озорными глазами мальчишки. Это и есть владелец уникальной коллекции из 40 велосипедов и веломобилей Сергей Дашевский. Часть своих двух — и трехколесных машин он изобрел и сделал своими руками. Копии разошлись по Европе. Две — во Франции, еще несколько — в Германии и в Швейцарии. Многократный чемпион мира по гонкам на веломобилях, Сергей год назад во время падения повредил позвоночник. У него начали неметь пальцы, и в гонках он принимать участие уже не мог. Вот тогда и занялся всерьез своей коллекцией.

Первый свой веломобиль, разновидность велосипеда, похожую на автомобиль, только вместо мотора — собственные ноги водителя, Сергей увидел в конце 80-х в журнале ТЕХНИКА МОЛОДЁЖИ. К тому времени Дашевский, инженер по холодильным установкам, работал начальником смены на кислородном заводе в Краснодаре. По фотографии собрал причудливую машину и гонял на ней по Кубани.

— Надо, чтобы посадка правильная была, — делится он своим секретом.

У Дашевского в веломобиле не сидишь, а лежишь — и ничего, удобно, потому что особая конструкция, распределение нагрузки плавно по спине идет.

— Однажды в конце 80-х, в командировке в Ленинграде, я увидел новую конструкцию — с обтекателем, с ним легче идти против ветра,- рассказывает Дашевский. — Хозяин веломобиля сказал, что скоро будет марафон ВИЛЬНЮС-ШЯУЛЯЙ. Вернувшись домой, я пошел к директору завода: так и так, в Литве супермарафон, а у меня есть веломобиль. Поезжай, сказал директор, только комплектующие запчасти оттуда для наших установок привези. Был 1989 год. Я и поехал.

Это была первая победа Сергея. 215 километров нужно было проехать за восемь часов, а он промчался за шесть с двадцатью минутами. Поначалу литовцы ему не поверили, однако то, что Сергей не сходил с дистанции и не подъезжал, как подозревали, на легковом авто, подтвердил спортсмен, ехавший за ним следом и получивший второе место.

— Приз был тысяча рублей, — вспоминает Дашевский: — По тем временам немыслимые деньги для инженера. Я купил на них мягкую мебель — мечту жены. Тогда и не знал, что мои велики меня с супругой разлучат.

Для соревнований в Полтаве он еще усовершенствовал свой веломобиль — впереди сделал устройство вроде полузакрытого зонтика, которое уменьшало сопротивление воздуха. И снова выиграл. А потом страна изменилась. На кислородный завод, где работал изобретатель, пришел новый хозяин. "ЗАНИМАЙСЯ ДЕЛОМ, А ВЕЛОСИПЕДЫ ВЫБРОСЬ В МУСОРКУ. У НИХ БУДУЩЕГО НЕТ" — посоветовали ему и новый директор, и жена. Сергей не бросил свои двух- и трехколесные создания. И остался без работы и без супруги.

В наличии велосипеды стелс. Большой выбор. Гарантия лучшей цены! Доставка в регионы.
Против ветра

Новые модели после перестройки Дашевский уже делал из... военных самолетов.

— Из порезанных на цветмет Су–2, МиГов, — говорит он. — Трубы, колеса, переключатели сам собирал, вытачивал тормоза.

Первый мировой чемпионат Дашевский выиграл на собственноручно собранном ДЕЛЬФИНЧИКЕ — веломобиле уже с обтекаемым корпусом. Именно на нем он разогнался до 80 километров в час на суточных гонках и преодолел за 24 часа 840 километров.

— О соревнованиях в Швейцарии я узнал в 1994 году из газет, — рассказывает Сергей. — И напрямую послал туда свою заявку. Мне прислали приглашение. А ехать-то не на что. Город деньги собрал. Я взял отцовскую ЧЕТВЁРКУ с прицепом, погрузил туда свой веломобиль и махнул в Швейцарию через Крым, Молдавию. А там, в Приднестровье, — послевоенная неразбериха. На границе пограничники отобрали всю мою валюту и ушли. Пошел я разбираться, объяснять, зачем в Швейцарию еду. Деньги мне отдали.

В Швейцарии в первый раз Сергей рассчитывал на победу на длинной дистанции, а выиграл второе место на короткой. Но на следующий год победил и в дальнем заезде. После этих побед был успех в шестичасовой гонке в Голландии, затем — в Бельгии.

— Пока доедешь из дому на чемпионат, выбиваешься из колеи, — говорит он. — Все дни в дороге — без отдыха и сна. Приехал — сразу на старт.

Это сейчас у Дашевского оболочка веломобиля полностью из пластика, который защищает спортсмена при падении. А в те времена велик был местами из обыкновенной материи и лавсановой пленки.

— Едешь на скорости минимум в 50 километров в час и вдруг падаешь на асфальт, — вспоминает Сергей. — Счешешь все до кости. Пылью присыпал — и несешься дальше.

Так было с ним на гонках на скользкой после дождя дороге в Германии. В Голландии падал на крутом вираже.

— А козни противники строили? — спрашиваю Сергея.
— Однажды англичане зажали в КОРОБОЧКУ. Едут впереди — и обогнать не дают. На большой скорости я их все-таки растолкал. А вообще на таких соревнованиях обстановка дружелюбная. Ведь этот вид спорта пока не считается профессиональным.

В наличии детские велосипеды с доставкой до вашего региона! Большой выбор. Гарантия лучшей цены.
Двухколесный интернационал

— Как же вы без работы и спонсоров смогли выжить в перестроечные времена, да еще и участвовать в международных гонках?

— Помогло умение слесарить, — отвечает Дашевский. — Подрабатывал где мог, а после первой победы за границей мне стали помогать такие же увлеченные гонщики, как я. У меня появилось много друзей в Германии, Швейцарии, Франции. Я ведь на протяжении последних семи лет был единственным русским гонщиком на веломобиле на международных соревнованиях.

Сергея удивляло большое количество брошенных вдоль европейских дорог велосипедов.

— Разбаловались европейцы: чуть что — и в сервис, — усмехается он. — Я им велики чинил.

Первое время в период чемпионатов в Швейцарии Сергей жил... в музее. Швейцарскому учителю-пенсионеру мэрия подарила просторный частный дом, в котором когда-то была мельница. Он устроил в доме музей старинных вещей. Там и останавливался Дашевский.

— Аура у этого дома чудесная, — говорит Сергей. — Просыпаешься среди старинных часов. Несколько раз в дом во время грозы била молния, но все всегда обходилось. Потом не знаю, кто передал местному владельцу ресторана-гостиницы, что вот, мол, русский веломобилист живет в музее. И он сказал: пусть у меня живет. А на своих рекламных буклетах стал писать СПОНСОР РУССКОГО ВЕЛОГОНЩИКА ДАШЕВСКОГО. Так у меня появился заграничный меценат.

Два года назад Сергея попросили друзья из Германии составить компанию известному немецкому путешественнику Хайнцу Штукке в его гонке на веломобиле-тандеме по Трансканадской магистрали. Уже в начале гонки Хайнц сменил несколько партнеров — кого из-за недостаточной выносливости, а с кем-то не сошлись характерами. Ведь гонка на тандеме особая — на веломобиле одновременно сидят два человека и в унисон крутят педали.

— Хайнц поначалу произвел на меня удручающее впечатление, — сказал Сергей. — Он сразу заявил мне: у вас, русских, менталитет на троечку. Но после окончания нашего путешествия это мнение переменил, и мы стали большими друзьями.

Уже потом выяснилось, что у Хайнца была несчастная любовь к девушке из России — красавица раскрутила его на солидную сумму и бросила.

Проехав Оттаву и Квебек на скорости до 92 километров в час, русский и немец добрались к заливу Святого Лаврентия, до океана. Об этом 4000-километровом заезде писали все американские газеты.

23 июня 2003 года в городе Вальтроп в Германии проходил фестиваль велотандемов — это когда паровозом соединяются веломобили. Среди участников был и Сергей Дашевский. Вместе с другими веломобилистами они образовали огромную ГУСЕНИЦУ в 92 метра из 62 машин, создав самый длинный в мире дружественный тандем, который проехал три километра. Дашевский (единственный) представлял в нем Россию. Этот тандем был занесен в Книгу рекордов Гиннесса.

Колесо из Африки

Дашевский ведет меня в гараж, где хранятся его двух — и трехколесные сокровища.

— Это модели приблизительно 1870-х годов, — показывает он свою гордость. — Вот на этом, французском, был установлен мировой рекорд в 1895 году в гонках на милю — одна минута 56 секунд. А на этом — колеса с деревянными ободами из прочного африканского дерева, без сучков.

Сергей мечтает о том, чтобы приобрести велосипед, на котором ездят солдаты швейцарской армии. В Швейцарии до сих пор солдаты на великах по горам гоняют.

Дашевский теперь в своем доме живет не один. Он нашел-таки свою половинку, Татьяну. И первое, что сделал, — в 40 лет посадил на велосипед. До этого Татьяна кататься не умела.

— Будущее за велосипедом, — уверен Сергей. — Надо ему в городах зеленый свет давать. Велодорожки, как на Западе, делать, парковки у магазинов. Ведь этот вид транспорта — экологически чистый, бензина не нужно никакого. Пробок на дорогах не создает и здоровью польза.


Источник: Российская газета

20.10.17
4361

Велосипеды

В наличии
51 990 р.
скидка 9%
47 500 р.
В наличии
39 990 р.
скидка 11%
35 660 р.
В наличии
79 590 р.
скидка 29%
56 200 р.
В наличии
55 999 р.
скидка 21%
44 499 р.
Все велосипеды
Рейтинг@Mail.ru