Китай удивляет. Постоянно. И даже прожив тут какое-то время, не перестаешь вновь и вновь удивляться некоторым вещам. Но особенно сильно удивляешься, когда попадаешь в Китай впервые. Когда глаз еще не "замылен". И все кажется таким чертовски невероятным.
Я очень хорошо помню свои первые недели и месяцы в Китае. Я не уставал удивляться буквально всему и везде. Я с жадностью глотал эти новые для себя эмоции. И всеми силами пытался приспособиться к этому новому образу жизни.
Но одна вещь удивляла меня в Китае больше других – дорожное движение. Особенно в провинциальных городах. Тут надо постоянно договариваться с собственной российской-водительской-эмоциональностью.
Я отчетливо помню тот день, когда я впервые сел за руль автомобиля в Китае. Мой маршрут был прост Сямэнь – Цюаньчжоу и занимал часа два. С первых же минут пути я понял, как ощущают себя пилоты реактивных истребителей в глубоком тылу врага. Обеими руками вцепившись в руль-штурвал, я каждую секунду был готов к тому, что сейчас со второстепенной дороги на меня спикирует какой-нибудь самосвал, груженный кирпичом, или мотоциклист-камикадзе, с прицепленными газовыми баллонами, бросится под колеса, вырулив со встречки.
Меня искренне возмущало, что никто не знает, зачем нужна двойная сплошная. Что автобусы с людьми обгоняют грузовики на закрытых поворотах. Что таксисты со второстепенной выворачивают на главную, не сбавляя скорости. Что постоянно зажимают, вытесняют и агрессивно подрезают. Что тебе гудят по любому поводу, что никто никогда не уступит место в пробке, даже если твой поворотник уже устал мигать, и что культуры вождения нет вообще. Нет, как понятия.
Прошло время. Автомобиль стал частью повседневной жизни. Китайские особенности движения начали восприниматься уже не так эмоционально. Я перестал нервничать и выражаться за рулем. И сейчас я ощущаю дорожное движение, как данность. Я просто вставляю ключ в замок зажигания, включаю первую, плавно выворачиваю из собственного двора на оживленные улицы, и тут я гармонично растворяюсь в общем хаосе.
В этом деле главное почувствовать вибрации улиц. Принять их. И стать частью потока. Нужно расслабиться и получать удовольствие. Это как прыжок с парашютом. Страшно только первые несколько раз.
Но как бы иронично мы не относились к китайскому стилю вождения, у них есть одна реальная проблема – они не тормозят. Вы обращали на это внимание? Китайцы меньше всего любят тормозить! В большинстве случаев, если впереди какое-то внезапное замешательство, они жмут на гудок и кидаются вправо, при этом пугая соседние автомобили, или влево, через двойную сплошную, на встречку – "привееееет, грузовик!"
Часто они делают все что угодно, но тормозят в последнюю очередь.
Я помню, когда мой отец впервые посадил меня за руль – мне было 11 и тогда это был руль 408-ого "Москвича". Он сказал мне: "Сын, послушай меня и запомни эти слова на всю жизнь. Если ты видишь впереди какое-то препятствие, если ты в чем-то не уверен на дороге – сначала тормози, потом разбирайся. Это единственное правильное решение. Тормоз – очень полезная вещь. Самая нужная деталь в нашей машине". Я запомнил эти слова, как молитву. И неуклонно им следовал всегда. Но китайские отцы, очевидно, говорят что-то другое своим детям.
На дорогах, впрочем, как и в жизни, китайцам свойственно объезжать проблемы, но не тормозить перед ними.
Я со своим уставом в чужой монастырь никогда не пойду, но эта их особенность поведения на дороге реально приводит к аварийным ситуациям, а часто и к самим авариям. И в очередной раз, когда меня чуть не протаранили слева, я задумался: "А почему так происходит? Ведь это действительно странно!"И знаете что? Я, кажется, разгадал, в чем секрет!
Китай – это страна велосипедов. На протяжении многих десятков лет основным средством передвижения в Китае был велосипед. Поколения сменялись – велосипед оставался неизменной частью быта. Велосипед есть в каждой семье и у каждого китайца. На велосипедах ездили, ездят и будут ездить. В школу, институт, на работу, в магазин, в гости, да куда угодно…
А сейчас давайте задумаемся, что происходит, когда ты едешь себе на велосипеде и вдруг, по каким-то причинам, приходится тормозить? Совершенно верно! Потом нужно заново разгоняться. А значит тратить силы. Впустую. Тормозить на велосипеде нужно лишь однажды – чтобы полностью остановиться, когда ты уже приехал в пункт назначения.
Вы понимаете, к чему я? Китайцы перенесли эту "привычку на ментальном уровне" на дороги и автомобили. А иначе как объяснить то, что они не тормозят, а всегда объезжают!?
Как вам такая версия?
Страна велосипедов
27.12.09
1458
Другие новости
12.05.25
64
10 мая в Улан-Баторе состоялось масштабное мероприятие "Улан-Батор на велосипедах-2025". Цель акции заключалась в популяризации здорового образа жизни, развитии массового спорта и физкультуры. На центральной площади им....
09.05.25
244
Популярный узбекский оперный певец Хурсанд Шеров совершил невероятное путешествие – он преодолел около четырёх тысяч километров, проезжая на велосипеде от Ташкента до Москвы. Во время этого необычного подвига он...
05.05.25
487
В парках «Виражи» и «Малевича» пройдет уникальный заезд на старинных велосипедах, которые были популярны в период с 1860 по 1980 годы. Мероприятие организовано в честь Дня Победы и позволит гостям насладиться...
30.04.25
799
Иркутянин Даниил Толстиков готовится к необычному путешествию — он планирует отправиться на велосипеде из Иркутска в Санкт-Петербург. Старт назначен на 1 мая, и в пути он собирается провести целых четыре месяца....
28.04.25
904
В рамках акции, посвященной 80-летию Великой Победы, корреспондент sb.by решила отправиться в путь на прокатном велосипеде. Этот 27-й день путешествия привел ее на улицу, названную в честь Николая Зебницкого, где всего два...
26.04.25
1043
Ученые из Университета Цукубы в Японии пришли к выводу, что регулярная езда на велосипеде может значительно продлить жизнь и улучшить здоровье в пожилом возрасте. Исследование показало, что те, кто предпочитает...