История латвийского велосипедостроения вышла в свет под названием «От Лейтнера до Эренпрейса». Книжку написали Янис Серегин и Эдвин Лиепиньш. Первый известен как создатель музея велосипедов в Саулкрасты, второй - как автор шести книг и эксперт по вопросам истории техники.
Кто изобрел велосипед, точно неизвестно. Ведь многие технари знаменитый рисунок, приписываемый Леонардо да Винчи, считают откровенной фальсификацией. На первенство в изобретении велосипеда претендуют и англичане, и французы, и русские, и другие народы...
Зато теперь достоверно известно, что в Латвии до Второй мировой войны было шесть больших фабрик, производивших велосипеды. И еще около 50 мастерских, поставлявших на рынок двухколесные машины собственной сборки.
О велосипедах фабрики Александра Лейтнера, еще до Первой мировой войны производившей в Риге множество разнообразных моделей, слышало большинство рижан. У Лейтнера были модели и спортивные, и дамские, и детские. На его фабрике родились и были запатентованы многие технические идеи. А кроме велосипедов, делали мотоциклы и автомобили.
Меньше известны «малыши» - мастерские, начинавшие с нуля в 20-х годах прошлого века, существовавшие по всей Латвии и вскоре превратившиеся в мини-заводики. Ведь большинство их хозяев были высланы в сороковых годах или сгинули в огне Второй мировой войны...
Когда-то изготовление велосипедов под собственной маркой в Латвии было широко распространено. Мелкие детали для двухколесных машин в провинции покупали, а рамы делали сами. Хозяева небольших мастерских своей продукцией очень гордились!
Велосипеды их были дешевле фабричных и годились для сельских дорог, что делало их весьма конкурентоспособными. Многие из них сумели разбогатеть и к началу 40-х имели уже и хорошие дома, и личные автомобили...
Что было интереснее всего в работе над книгой? Отвечая на вопрос «Часа», Янис Серегин отметил, что особенно трудно было узнать что-то о судьбах людей, которые погибли в войну в ссылках и во время Холокоста. Ведь интереснее всего - в том числе в истории техники - именно судьбы людей.
Историей велосипеда Серегин занимается почти тридцать лет. Это он создал музей велосипеда в Саулкрасты - сегодня там уже 50 ретромоделей, множество старых фотографий и документов. Но только сейчас довелось познакомиться с наследниками многих владельцев мастерских и фабрик, узнать много интересного. Спасибо всем, кто сохранил ценные фотографии и материалы и передал их создателям книжки!
Книжка написана за год. А к ней материалы копились и собирались десятилетиями. Издателем этого качественного труда выступил Латвийский фонд индустриального наследия. А художник Ингрида Забере оформила роскошное подарочное издание, которое будет продаваться в Мотор-музее.
Как у нас изобретали велосипед
15.01.09
1276
Другие новости
03.11.25
153
Екатеринбурженка Ксения Дементьева решила проверить, насколько далеко она сможет доехать на велосипеде и отправилась в путешествие из Екатеринбурга во Владивосток. Преодолев более 7000 километров, она вернулась...
29.10.25
225
Михаил Алистер из Курской области совершил впечатляющее путешествие на велосипеде длиной 1520 километров по Австралии. Вызов себе он поставил в августе, а в октябре отправился в путь, где его маршрут составлял...
27.10.25
279
Honda возвращает дух легендарных решений, предлагая новый сервис «SmaChari», который позволяет трансформировать практически любой обычный велосипед в электробайк. Компания выпускает специальные комплекты с...
24.10.25
328
Велосипед в разных странах часто занимает особое место, отражая местный образ жизни и культуру. В некоторых странах двухколёсный транспорт становится неотъемлемой частью повседневности, тогда как в других — лишь...
17.10.25
467
Антон Шубин из Вологды совершил экстремальное путешествие на велосипеде, проехав из Вологды до границы с Грузией за 20 дней. Он стартовал 8 сентября и 27-го уже достиг КПП, преодолев 2405 километров. Для Антона это было не...
12.10.25
546
Модель Rolls-Royce Corniche, изначально выпускавшаяся в кузовах купе и кабриолет, была преобразована в универсал по заказу велосипедиста. Ателье Niels van Roij Design взялось за модификацию автомобиля 1981 года специально для владельца,...










