Велосипеды
Аксессуары
Запчасти

Педали под контролем

Эта идея не нова. Сдавать экзамены на водительские права и навешивать номера на педальные агрегаты велосипедистов пытались заставить уже неоднократно — практически с самого рождения двухколесного “самоката”. Для жителей столичного региона последняя такая попытка была предпринята в 1990-м.

У меня есть раритет – картонная “корочка” с надписью “Удостоверение”. Текст на внутренней стороне гласит: “Выдано Добровольскому А.С. в том, что он прошел курс по Правилам дорожного движения. Имеет право на управление велосипедом. Выдан номерной знак 67-00 МБ”. Фотография. Печать. Подпись.

Чудо-документ был оформлен уже после того, как Мособлисполком в мае 1989-го вынес решение “Об организации обучения водителей мопедов и велосипедов ПДД с последующей выдачей свидетельств и номерных знаков на транспортные средства”. Каждый владелец двухколесного агрегата, желавший кататься по Московской области после 1 января 1990 года, должен был прослушать 8-часовой спецкурс лекций, получить соответствующие документы и украсить “хвост” своего велика номерным знаком.

Но новый закон в реальных условиях оказался абстракцией. Найти место, где “дают номера”, было почти невозможно. Даже когда автор этих строк сумел-таки (по знакомству) пристроиться на курсы в одном из подмосковных городов, возникла проблема получения второго номера: услышав, что у меня дома стоят два велосипеда, которые используются для поездок различной сложности, начальник курсов предложил мне… вторично записаться в список слушателей, отсидеть еще 8 часов занятий и получить второе водительское удостоверение со вторым номером!

Естественно вся эта непродуманная затея благополучно сошла на нет тем же летом. Сотрудники областной ГАИ даже не составили ни единого акта задержания велосипедиста за отсутствие номеров.

Куда более масштабно подходили к “номерной” проблеме наши прадеды. В 1893 году первыми в России вынуждены были получать номера петербургские “циклисты”. А в 1894 настал черед москвичей. Принятое отцами города постановление гласило: “Езда по Москве допускается для лиц, получивших на то разрешение из городской управы. Каждый, кто получит разрешение на право езды на велосипеде, снабжается номерным знаком... Разрешение это должно выдаваться управою лишь лицам, свободно умеющим управлять велосипедом”. Сдача экзаменов “на права” происходила еженедельно по вторникам прямо во дворе дома московского обер-полицмейстера. В комиссию входили 3 человека во главе с одним из высших полицейских чинов города. Упражнения были такие: 1) сесть на велосипед и уверенно тронуться с места; 2) выполнить “восьмерку” на площадке размером 6,5х4 метра; 3) быстро затормозить и соскочить с велосипеда.

Номера следовало менять каждую весну, заплатив за них внушительную сумму. Год от года они меняли цвет (для Москвы в 1899-м были с коричневым фоном, в 1900-м — с оранжевым, в 1902-м — с голубым...). Игнорировать обязательную “ротацию” знаков было чревато серьезными неприятностями. Например, летом 1901-го за езду со старыми номерами почетный личный гражданин А.Гольдовский был приговорен судьей к однодневному аресту.

Чиновники всячески изощрялись, разрабатывая требования о местах расположения номеров: на руле, на крыльях, под седлом... Рекордным стало требование иметь на бицикле 4 номерных знака!

Велономера перекочевали и в Советскую Россию. В отдельных регионах СССР — в Татарии, республиках Прибалтики, Псковской, Вологодской областях — эти обязательные атрибуты регистрации сохранялись вплоть до 1970-х годов. Однако когда количество велосипедов значительно увеличилось, стало понятно, что наши регистрационные органы и автоинспекция просто не справятся с таким валом двухколесной “мелочевки”. И велосипедистов окончательно отпустили “в свободное плавание”. Неужто теперь, когда в одной лишь Москве, по самым скромным подсчетам, насчитывается более 1 миллиона разнокалиберных великов, операция “велосипедный номер” сможет увенчаться успехом? Что же будет с подразделениями ГИБДД, когда в них разом придут за номерами все эти владельцы “двухколесных коней”? Товарищ генерал Нургалиев, если уж не нас, велосипедистов, так хоть своих сотрудников пожалейте!


24.07.08
1002
Другие новости
Подготовка к велопутешествию в Санкт-Петербург
30.04.25
227
Иркутянин Даниил Толстиков готовится к необычному путешествию — он планирует отправиться на велосипеде из Иркутска в Санкт-Петербург. Старт назначен на 1 мая, и в пути он собирается провести целых четыре месяца....
30 дней на велосипеде: история о мурале Зебницкого
28.04.25
342
В рамках акции, посвященной 80-летию Великой Победы, корреспондент sb.by решила отправиться в путь на прокатном велосипеде. Этот 27-й день путешествия привел ее на улицу, названную в честь Николая Зебницкого, где всего два...
Японские ученые подтвердили, что велосипед полезен для здоровья
26.04.25
484
Ученые из Университета Цукубы в Японии пришли к выводу, что регулярная езда на велосипеде может значительно продлить жизнь и улучшить здоровье в пожилом возрасте. Исследование показало, что те, кто предпочитает...
Велопутешествие из Уфы в Бали: мечта или реальность?
21.04.25
750
Антон Сазонов — известный путешественник и член Русского географического общества, который с легкостью преодолел расстояние от Уфы до Бали на велосипеде. Антон делится опытом длительных велопоездок, рассказывает о...
Соревнования по велосипедному спорту пройдут в Сириусе
14.04.25
1148
В Сириусе пройдет первый чемпионат и первенство России по велосипедному спорту. Ожидается участие более 130 спортсменов, которые будут соревноваться в гонке критериум. Это одно из самых динамичных и зрелищных...
Велосипедисты в Умётском округе повторили ПДД
10.04.25
1370
В Умётском округе состоялся муниципальный этап Всероссийского конкурса «Безопасное колесо-2025». Победителем этого состязания стала команда юных инспекторов движения (ЮИД) №1 Умётской агроинженерной школы. Конкурс...

Велосипеды

В наличии
91 800 р.
скидка 13%
80 325 р.
В наличии
418 900 р.
скидка 7%
388 500 р.
В наличии
129 500 р.
скидка 40%
77 790 р.
В наличии
39 600 р.
скидка 33%
26 610 р.
Все велосипеды
Другие популярные бренды