Наверное, невозможно найти человека, не испытывающих абсолютно никаких чувств к велосипедам. Все мы родом из детства — из удивительной, счастливой поры, когда любой велосипед был мечтой, а счастливые обладатели "стальных коней" — объектами всеобщей зависти.
Таким образом, все человечество можно поделить на две неравные части: первая – те, у кого в детстве был велосипед, вторая – те, кому в том нежном возрасте не посчастливилось испытать все велосипедные радости и горести – лихой езды по лужам или без рук; крутых виражей на песке; яростных гонок по вертикали, горизонтали и даже по диагонали; ужасов спустившего колеса; страха "восьмерки" и т. д. Если первым (родившихся под какой-то счастливой звездой), вовремя купленный родителями велосипед на всю жизнь подарил чувство уверенности в себе, в своих силах и ощущении "избранности", страсти к опасным поворотам и сумасшедшей езде, то у вторым, не столь везучим – печальные воспоминания и «клеймо неудачника», а также непреходящее чувство зависти и неудовлетворённости жизнью. Поэтому убедительная просьба ко всем без исключения родителям: обязательно купите своим детям велики, а тогда из них вырастут полноценные жизнерадостные личности без каких-либо "велосипедных" комплексов.
После такого прасловления Его Величества Велосипеда стоит бы поподробнее вспомнить о "железных братьях" наших меньших: о том, какими они бывают, как выбрать «правильный» велосипед, как ухаживать за ним и ремонтировать. Это, а также многое другое вы узнаете из серии статей под кодовым названием "Все, что вы хотели знать о велосипеде, но боялись спросить". И сейчас вы читаете первую из них. Поскольку велосипедная тема бесконечна, в этот раз ограничимся описанием различных категорий велосипедов, их видов и подвидов.
Складывающиеся велосипеды
Очень популярны складные велосипеды благодаря практичности и мобильности, отсутствуют ограничения по росту, возрасту и полу. "Аист", "Десна", "Кама",— вот три названия, которые многие помнят еще с советских времен. Сегодня эти отечественные марки «подвинули» импортные брэнды: "PANTHER" (Шауляй), "TRIATLON", а также "ATOM BIKES" (совместное предприятие Москва — Тайвань) и прочие. Что касается цены, то здесь, к счастью, все относительно закономерно: импортные — от 3000 руб. (исходя из размера колеса) и на наши модели — 1,5 -2,2 тыс. рублей. Главный недостаток складных велосипедов, изготовленных из железа, — непомерно тяжелый вес(например, «Аист», весит 16-17 кг). В этом году на рынок вышли импортные модели из алюминия, которые не только на много легче, но и прочнее традиционных железных. Но и стоят они соответственно — от 3,5 тыс. руб. и выше, исходя из размера колеса (20-26 дюймов). Кстати, диаметр колес у наших склаывающихся великов — 20-28 дюймов (20 — «родные» "Аист", "Кама", "Десна"; 24 — у подросткового "Аиста-Дюймовочки", "Таир"; 26 — у горной модели "Аиста" и прочих; 28 — у дорожных велосипедов). Главный плюс любого складного велосипеда – на нем могут кататься и мальчишки, и девчонки, и их родители, а также бабушки с дедушками. В общем, все желающие, невзирая на рост и возраст. Еще одно очень важное преимущество — удобство в транспортировке и хранении (сложил — и готово!).
Детские велики
Диаметр их колёс варьируется от 10 (у 3-колесных) до 24 дюймов. Выбор велосипеда нужно делать с учетом двух основных моментов:
- Возраста — от 1 до 4 лет – 12 дюймов, от 3 до 7 лет – 16, от 5 до 10 лет – 20, от 8 до 12 лет – 24. При этом на велосипеды с 12-16-дюймоввыми колёсами устанавливаются два дополнительных колесика (съёмных, для устойчивости, хотя, в первую очередь — для уверенности на начальном этапе езды);
- Рост ребенка: «наездник» при опущенном седле должен полностью доставать ногами до педалей. При этом, с другой стороны, его ноги при поднятом седле не должны упираться в руль, когда малыш будет вырастать из первого велика.
Начиная с 16 дюймов встречаются модели с амортизаторами — для комфортной езды по лесу и неровной дороге; на детских велосипедах они могут устанавливаться и спереди, и сзади.
Есть велосипеды с совсем "детскими" колесами (до 20 дюймов), предназначеные для серьёзных взрослых покатушек. В частности, для спортивной технической езды: "Фристайл" и ВМХ. На последних веловиртуозы на рампе или специально оборудованных площадках (крутых подъемах, трамплинах, спусках, стенках, кольцевых кроссах, искусственных препятствиях,) выполняют самые различные трюки. Для "Фристайла" используется такой же велосипед, только предназначен он для "фигурного катания" в закрытом зале и для исполнения более сложных трюков. Возможность их выполнения обеспечивает специальная муфта на руле, которая даёт ему возможность вращаться вокруг собственной оси. У этих велосипедов лишь одна скорость, очень жесткие колеса и рама.
Горные веломонстры
Но основная масса представленных на рынке велосипедов —горные. Исходя из места расположения амортизаторов, они делятся на три категории:
- Не подвешенные (амортизаторы отсутствуют);
- Хардтейл (оснащены передним амортизатором);
- Двухподвешенные (с двумя амортизаторами).
Название вселяет мысль, что они предназначены для покорения высокогорных вершин. Но это не совсем так. На самом деле, горные велосипеды были придуманы около полувека назад американцами с целю облегчить подъемы в гору, так или иначе, встречаются на пути всех велосипедистов. По сути, первый горный велосипед – это типичный туристический односкоростной велосипед, оснащённый в задней части большой шестеренкой и имеет более широкие покрышки. Со временем конструкция горных велосипедов совершенствовалась, и сегодня горный велосипед — это чудо техники. В семидесятых годах в США запустили их массовое производство. По сей день именно в этой стране изготавливаются самые лучшие представители своей велокатегории.
Резюмируя вышесказанное, становится ясно, что горный велосипед – отличный вариант и для катания по городу, и для загородных покатушек, и для туристических поездок. (В целом, горные велосипеды — это отдельная обширная тема, к которой мы ещё обязательно вернемся).
Гоночные
По причине очень плохих дорог данная категория велосипедов на российском рынке практически не востребована. Дело в том, что они предназначены только для езды по шоссе, а в городских условиях гоночные велосипеды совершенно беспомощны. По большей части, их покупатели – спортсмены; любители, тренирующиеся в велоклубах, а также те, кто по привычке не желает отказываться от гоночного велосипеда. В принципе, купить его можно только на заказ.
Гоночные велосипеды оснащены 28-дюймовыми колесами и очень узкой резиной (18-27 мм). Поэтому по ямам и колдобинам, "украшающим" российские дороги, покататься от души не получится. Но те, кому посчастливилось ездить на гоночном велосипеде по шоссе, знают, какое это удовольствие — гнать по ровной дороге с ветерком. При определенной подготовке на гоночном велосипеде можно разогнаться до 40-50 км/ч. Не то, что 20 км/ч, которые можно по максимуму «выжать» на «скромненьком» складном «байке»!
Гибриды
Данный подвид гоночных велосипедов наиболее пригоден и приспособлен для наших дорог. В конструкции гибридов используется рама от горного велосипеда, да и колеса более практичные, скопированы со спортивно-туристических моделей. Этот подвид идеален для катания по городу и легкого туризма (не предполагающего экстремальной езды и преодоления сложных препятствий, лесных чащ, непроходимых болот, и прочее), а также для прогулок по асфальтированным и грунтовым дорогам.