Когда речь заходит об экипировке для катания на велосипеде, первое, что приходит на ум – это защитный шлем. Его ношение пропагандируют как профессионалы велоспорта, так и новички, безоговорочно внимающие их советам. Закон об обязательном ношении велошлема – особенно в отношении детей и подростков – существует во многих странах мира. Попробуем разобраться, нужен ли велошлем, в каких ситуациях он действительно может помочь и почему сегодня так много противников этого элемента защиты.
Для чего нужен велосипедный шлем
Конечно же, для защиты головы в случае возможного падения или столкновения! Это может вас удивить, но стандарт качества, которому должен соответствовать шлем, равен эквиваленту падения с высоты одного метра на скорости 15 км/ч. При этом райдер должен быть «средней комплектации», а объект столкновения – «неподвижным». Согласитесь, не самая опасная ситуация. Но на дороге, в лесу и даже на пешеходном тротуаре могут сложиться совершенно разные обстоятельства, в которых должная защита сослужит вам хорошую службу.
Тотальная пропаганда безопасности привела к тому, что у каждого, кто собирается купить байк, сразу возникает вопрос: велошлем – обязательно или нет? Ответ на этот вопрос лежит, скорее, в плоскости личной ответственности за собственное здоровье. В то же время специалисты уверены, что принятие закона об обязательной езде в шлеме в нашей стране, судя по всему, не за горами.
Когда точно нужен шлем:
- Если вы занимаетесь трюками на байке.
- Если вы участвуете в соревнованиях (без шлема организаторы просто не допустят вас к участию).
- Если ваша работа связана с ежедневной ездой.
- Если вы новичок, ребенок или подросток.
Многие на вопрос о том, обязателен или нет велошлем, рекомендуют ориентироваться на скорость езды. Чем она выше (а это уже более 15 кмч), тем опаснее будет падение. Конечно, этому можно противопоставить крепкие мышцы и умение вовремя группироваться, которое приходит со временем. Но ведь существует еще и инерция, силу и направление которой редко удается предугадать. Несмотря на весь ваш опыт, на дороге всегда есть и другие участники движения, и вам неизвестно, кто из них и когда решит «проскочить под кирпич». Что уже и говорить о неожиданных камешках, круглых веточках или незамеченном бордюре.
Каковы аргументы противников шлема?
Одна из причин – это неудобство и неудовлетворительный внешний вид. Специально для таких велосипедистов недавно были изобретены так называемые велоподушки безопасности. Внешне устройство напоминает воротник, в который вшиты датчики движения. Они прогнозируют столкновение и за доли секунды надуваются гелием. Подушки не только более эстетичны, но, по отзывам, и защищают более надежно. Такое устройство пока нельзя купить в широкой продаже, но перспективы у него, судя по всему, в велосреде есть.
Противники ношения «этой объемной штуки» на голове понимают, для чего нужен велошлем, но опираются на исследования, доказывающие, что велосипедисты составляют далеко не основную группу риска среди пострадавших в ДТП. А при упоминании закона об обязательном ношении такие люди предлагают обязать носить шлем пешеходов и автомобилистов. Более того, есть исследования, подтверждающие, что подобный закон в некоторых странах привел к увеличению происшествий с участием велосипедистов. Это связывают с тем, что водители всегда более бережно относятся на дороге к райдеру без шлема.
Согласно экспериментам, водители давали «шлемоносцу» почти на 10 см меньше пространства для маневров при обгоне. В итоге якобы ношение шлема повышает риск быть задетым грузовиком, а также тормозит развитие велосипедной культуры. Ведь на улицах самых велосипедных столиц мира – Амстердама и Копенгагена – райдеров в шлеме почти не встретишь. Кроме того, велосипедисты, которым есть с чем сравнивать, сами соглашаются, что шлем дает ложное чувство безопасности и часто толкает их на необдуманные маневры.
Решая, нужен ли вам велошлем, оцените все плюсы и минусы, определите, как часто и в каких условиях вы будете им пользоваться. Чтобы шлем был удобным и полезным, нужно выбрать наиболее подходящую под ваш стиль катания модель. Сделать это можно при помощи консультантов ВелоСклада.