Наверняка, каждый райдер согласится с тем, что езда на велосипеде – это, прежде всего, удовольствие. Хотя для многих это не просто покатушки в приятной компании, но и полноценная тренировка тела. Добиться этого бывает сложно из-за дискомфорта, который велосипедист начинает чувствовать иногда в самом начале маршрута. Это заканчивается не только испорченным настроением, но и часто полным разочарованием в велоспорте. Как правильно кататься, чтобы ощущать минимум «крепатуры» после езды, достаточно нагружать организм и одновременно получать удовольствие от процесса катания?
Правильная посадка на велосипеде
Правильная посадка не только экономит ресурсы организма и оставляет более приятные воспоминания о поездке, но и предохраняет ваше тело от травм – растяжения мышц и связок, повреждения суставов и коленей, потертостей на коже, затекших спины и шеи. Это не только позволит сделать езду более комфортной, безопасной, менее энергозатратной, но и увеличит скорость вдвое.
Вопрос правильного катания на велосипеде должен решаться еще на этапе выбора снаряда. К выбору ростовки рамы нужно подходить индивидуально и максимально тщательно. При этом велосипеды разного назначения требуют разного подхода. Например, при выборе горного байка решающее значение имеет длина подседельной трубы, а выбирая шоссейник, нужно обращать внимание на длину верхней рамы (её еще называют эффективной). Если вам нужно долгое время сохранять высокую скорость, предпочтительнее «длинный» байк, на котором вы можете «распластаться», снижая сопротивление воздуха. «Короткий» байк обеспечивает комфортную посадку для условий городских прогулок, снижает нагрузку на руки.
Правильная регулировка велосипедного седла даст вам еще одно преимущество. Отрегулируйте его так, чтобы нога полностью разгибалась в колене в тот момент, когда ступня находится на педали в ее нижнем положении. Лучших показателей эффективности можно достичь, когда седло располагается строго в горизонтальном положении.
Как правильно переключать скорости на велосипеде
Влияние правильного выбора передачи можно ярко продемонстрировать на примере подъема в гору. Мультискоростной байк позволяет вам выбирать частоту оборотов педалей. Благодаря этому, вы можете распределять нагрузку и свой (вместе с байком) вес на разных участках подъема – крутых или пологих. Так, на низких передачах общий вес легче, но количество оборотов педалей больше. Высокие передачи увеличивают вашу скорость подъема, но для педалирования понадобится больше усилий и энергии.
Чтобы выбрать приемлемый темп катания при езде на длительные расстояния, специалисты рекомендуют правильно переключать передачи и крутить педали со скоростью примерно 80 оборотов в минуту. Начинающим велосипедистам не обязательно сразу же стремиться к этой цифре, можно начать с 50 или 60 оборотов и постепенно увеличивать этот показатель. Тренируйтесь ежедневно, чтобы приобрести навык быстрого вращения педалей.
И еще несколько советов:
- Чтобы выбрать правильную скорость катания, сбалансируйте максимальный темп вращения педалей и нагрузку на тело. Как только вам станет легко крутить привычное количество оборотов, вы можете повысить передачу и тем самым увеличить скорость и нагрузку.
- Чаще экспериментируйте с переключением передач, и скоро сможете легко выбирать комфортный темп без снижения нагрузки и скорости.
- Катаясь в компании, не старайтесь ехать со скоростью своих друзей, это может быстро вас вымотать.
- На длинных маршрутах эффективнее катить не с одинаковой скоростью, а с одинаковой частотой вращения педалей.
Стоя или сидя?
На длинных ровных маршрутах более эффективна сидячая езда, так как меньше нагружаются мышцы верхней части тела и сердце. Исключение составляют крутые подъемы. В этом случае ехать стоя на велосипеде – без снижения эффективности катания – легче. Кстати, на подъемах выигрывают обладатели контактных педалей, что позволяет не только толкать их вперед, но и вытягивать назад-вверх.
Преодоление препятствий на велосипеде
Перед тем как преодолеть лежащий камень, бревно или бордюр, перенесите вес на заднее колесо, немного откиньтесь назад и поднимите переднюю часть велосипеда вверх. Затем перенесите вес на переднее колесо, облегчите заднее, и оно спокойно перекатится через препятствие. Перепрыгивать через препятствия лучше из положения стоя. Необходимо слегка пригнуться, затем поднять переднюю часть байка верх, одновременно зажимая между ногами раму. Желательно, чтобы скорость перед препятствием была средней, чтобы вам не пришлось крутить педали перед самым бордюром, а использовать инерцию байка.
Правильная и эффективная езда на велосипеде – это, прежде всего, расслабленность. Не стоит напрягать мышцы тела, которые не задействованы в езде. Катайтесь правильно, эффективно и безопасно, наслаждаясь всеми красотами маршрута, не чувствуя боли и ломоты в спине и всем остальном теле!