Тормоза дискового типа известны давно. Они присутствуют и в автомобилях, и в мотоциклах. Еще совсем недавно для велосипедов это было настоящей экзотикой, и они показывали статусность владельца. С 2000 года при появлении на рынке фирмы "SHIMANO" ситуация резко переменилась. Появился огромный выбор тормозов. В 2001 году стали выпускаться дисковые тормоза для байков среднего класса. И при дальнейшей подобной тенденции этот тип тормозов становится очевидным конкурентом "V-брейкам" векторного типа.
А теперь подробнее поговорим о структуре дискового тормоза. Стальной диск закрепляется с левой стороны рядом со спицами на втулке колеса. Благодаря простому механизму к крутящемуся диску прижимаются колодки с правой и левой стороны. При этом происходит следующее: сила торможения возрастает благодаря сильному сжатию колодок. Колодки обычно производят из абразивного материала. При этом дисковой тормоз существенно отличается от ободного. Он имеет алюминиевый обод. Конструкторы вынуждены изощряться в подборе для колодок хитрых и специальных композиций во избежание стирания обода. Обод стирается за счет абразивных колодок. Стальной же диск можно эксплуатировать в течение многих лет. Диаметр стальных дисков варьируется от 140 до 200 мм, при этом он на переднем колесе значительно больше, чем на заднем.
Устройство тормозов дискового типа.
Дисковые тормоза подразделяются на:
- Механические;
- Гидравлические;
- Гибридные.
Теперь рассмотрим устройство гидравлических тормозов. Управляющий цилиндр с поршнем помещен в тормозную ручку на руле. Тормозные колодки соединены специальным высокопрочным рукавом и приводятся в действие за счет силового цилиндра. Вся эта герметичная система заполняется маслом. У гидравлических систем отсутствует расширительный бачок. При этом для ремонта и замены масла Вам потребуются специальные навыки, умения и набор велоинструментов.
Конструкция механических, или "тросиковых", не сложна. Как у V-брейк и кантилевера, трос тянется за счет приводного рычага. Тормозные колодки фиксируются к диску за счет простого устройства ходового многозаходного винта, клина или кулачка. Колодки и трос двигаются в различных взаимно-перпендикулярных плоскостях.
Гибридные представляют собой сочетание механики и гидравлики. Благодаря рычагу, трос влияет на гидравлическую часть с управляющим и силовым цилиндром, которая сосредоточена в корпусе тормоза. Между ними помещается небольшой объем масла.
Минусы и плюсы
Обычно дисковые тормоза сравнивают между собой и с другими видами тормозов.
Тормоза подразделяются на:
- клещевой тип;
- кантилеверный тип;
- векторный тип;
- гидравлический тип;
- ободной тип ("MAGURA");
- роллерный тип.
Все тормоза, кроме роллерных, имеют влияние на обод колеса. Поэтому они называются "ободными". Роллерные крепятся с левой стороны на втулку колеса. Роллерный тип тормозов и барабанные тормоза на автомобиле или мотоцикле имеют одинаковый принцип действия. Появились эти тормоза сравнительно недавно и должны были стать главным конкурентом дисковым тормозам. Но в силу большого веса и размеров, а также отсутствия совместимости со множеством амортизационных вилок, они не стали таковыми. Они имеют возможность маленького обратного вращения колеса при зажатом тормозе. Поэтому их применение ограничилось "NEXAVE", "NEXUS" и велосипедами этой категории.
Плюсы дисковых тормозов следующие:
- наибольший коэффициент трения стального диска с абразивом;
- отсутствие влияния условий: погодных и дорожных*;
- отсутствие забивания снегом и грязью*;
- "вечные" обода*;
- длительная эксплуатация абразивных колодок и дисков *;
- высокая тормозная мощность;
- нормальная работа тормоза даже при повреждении обода*;
- отсутствие сильного разогрева стальных дисков при торможении (для горных условий и "DH" – даунхилла)*;
- точное дозирование тормозного усилия;
- работают по принципу "отрегулировал – забыл"*
Главные минусы дисковых тормозов составляют:
- цена;
- вес*;
- необходимо наличие специальных втулок с крепежом для дисков и специальных узлов крепления тормоза на вилке и задних перьях байка*;
- повышенные требования к торсионной жесткости амортизационной вилки;
- сложная инсталляция гидравлических систем;
- ограничение ремонтопригодности в полевых условиях (для Г.С.)*;
- большая нагрузка на спицевой набор колеса;
- сложная замена абразивных колодок.
Разницу между дисковыми тормозами составляет их конструкция.
Г. С. обладают явными преимуществами за счет своих характеристик:
- передача усилия с помощью несжимаемой жидкости;
- наличие минимума трущихся поверхностей;
- отсутствие люфтов;
- легкая регулировка и дозировка тормозного усилия;
- быстрый отвод колодок от диска при отпускании тормозной рукоятки;
- высокая мощность тормоза.
Механические дисковые тормоза проигрывают гидравлическим в силу следующих характеристик:
- наличие люфтов;
- трущиеся поверхности;
- упругость передаточных звеньев;
- повышенный износ.
Преимущества механических систем:
- небольшая цена;
- большая надежность;
- простой ремонт и обслуживание в полевых условиях;
- сопряжение с абсолютно любой универсальной тормозной ручкой;
- при правильной смазке – слабое влияние окружающей температуры.
Гибридные занимают промежуточное место за счет своих эксплуатационных характеристик.
Необходимо заметить, что существуют различные версии дисковых тормозов для экстремальных велосипедов. Для "DH", параллельного слалома и фрирайда специально производят тяжелые, мощные тормоза с дисками увеличенного диаметра, а иногда "плавающими" с двухпоршневой скобой. Для кросс-кантрийных – всегда облегченные и компактные.
Необходимые рекомендации
Если у Вас достаточно средств и Вы увлекаетесь экстремальным велоспортом, то Вам необходимо приобрести гидравлический тип тормозов.
Если же Ваш бюджет ограничен и Вам важен простой и надежный ремонт, оптимальным выбором в этом случае является покупка тормозов "механических" или "гибридных".
Экономичный вариант – это купить комплект, включающий 1 тормоз, 1 диск и 2 втулки – переднюю и заднюю. В летний период тормоз следует поставить на переднее колесо, а для зимних грязевых велопоходов – на заднее. Тормоз легко крепится при помощи хомутов к вилке и задним перьям. При наличии необходимого оборудования, механический тормоз можно смастерить самому.
Заключение
Тип дискового тормоза – это перспективное направление, быстро захватывающее мировой рынок. Но следует помнить, что "кантилеверы" ("ALIVIO") и "V-брейки" при наличии фантазии и золотых рабочих рук могут работать и в сложных дорожных российских условиях.
Примечание:
* - также, как роллерные.