Наталья Боярская - гонщица из Читы. Ей 24 года, она в первый раз в своей жизни получила золотую медаль на чемпионате России в Майкопе в гонке с раздельным стартом. Вместе с другими российскими гонщицами она вылетела в Италию для участия в престижной веломногодневке «Джиро д’Италия». В своем интервью Наталья высказала нам свою точку зрения по поводу состояния женского шоссейного велоспорта в России.
- Ваша победа в г. Майкоп на чемпионате России в групповой гонке является вашей первой победой подобного рода?
Мне 24 года. Эта гонка стала для меня моим первым взрослым чемпионатом и первой победой. И она была такой же внезапной, как прошлогодняя на этапе «Тур де Франс». Лучшим моим достижением в юниорках является второе место в разделке на чемпионате мира в 2001 году.
- Что нравится вам больше всего, то что вы победили или что обошли Ольгу Слюсареву?
- Конечно же, моя победа. Теперь я автоматически окажусь на чемпионате мира в Нюрнберге. А Слюсареву я уже несколько раз обходила. Всегда следует помнить, что групповая гонка - это как карточная игра.
- Где вы родились, где росли, ваши стремления?
- Я стала заниматься гонками на велосипеде 10 лет назад в г.Чита. Приехала оттуда. Если удается вырваться, могу навестить родителей только 1 раз в год. Моей средой стала Чита. Завершаю учиться в Читинском педагогическом университете.
- Где ваш сегодняшний дом?
- Нам, велосипедистам, не свойственно сидеть на одном месте. Мы постоянно в движении. Переезжаем со сбора на гонку, с гонки – на сбор. Никогда не застреваю постоянно ни на одной «базе». С прошлого года больше всего времени я провожу теперь в Италии. Второй год подряд я в итальянской команде "Феникс" вместе со Светланой Бубненковой, Ольгой Слюсаревой и Татьяной Антошиной.
- Какие у вас обязанности согласно контракту?
- «Джиро», «Тур де Франс», в некоторых других гонках мы выступали за клуб, в других - за российскую сборную, как в "Кубке мира".
- Вам помогает Российская федерация?
- Только моей транспортировкой в Италию и обратно. А также снабжением всем необходимым на мировом чемпионате.
- Вы живете на деньги с контракта с «Фениксом»?
- Федерация стала иногда покидывать деньги. В России я получаю только от ЦСКА или от Читы.
- Какой, на ваш взгляд, процесс развития велоспорта в стране в целом и женского, в частности?
- Развитие велоспорта остается в нашей стране делом самих спортсменов. Нашим велосипедистам самим приходится пробивать себе дорогу. Из года в год наблюдается одна и та же картина: с началом сезона появляется много молодых людей, в конце - все пропадают. Наверное, им тяжело становится.
- Скажите, что именно необходимо для поднятия велоспорта в России до престижного уровня?
- Таких же соревнований высокого уровня, как в Италии. В России соревнования проходят между собой. А международных гонок в России никогда не было. Дважды был проведен «Тур Балтики» с участием француженок, литовок, белорусок. На этом все и закончилось.
- Представьте себя президентом федерации. С чего бы вы начали реформации?
- Необходимо организовать одну команду для ее подготовки к чемпионату мира и Олимпийским играм. Накануне ответственных стартов на скорую руку не стоит собирать отдельно взятых спортсменок,которые занимаются с отдельно взятыми тренерами. На чемпионате мира ведется ожесточенная борьба только между этими велосипедистками. Общей нацеленности на общий успех нет. У российской команды уже сто лет не было медалей на чемпионатах мира в групповых гонках. В 1994 году было выиграно последнее «золото» россиянками. Хорошим примером мог бы стать наш коллектив – Ольга, Света, я и Танюха. Мы смогли бы поехать на чемпионат мира как единый коллектив. Неважно, кто бы выиграл из нас. Мы никогда не будем бороться против друг друга. При отсутствии сплоченной команды происходит следующее: одна в отрыв бросается, другая ее догоняет. Соперничество осуществляется внутри одной российской команды, а не между командами разных стран. Идеальным вариантом стало бы наличие российского источника финансирования. Создание необходимой базы в Италии для осуществления постоянных тренировок круглый год. С годами такой коллектив становится сплоченным. Каждый знает все про свои возможности и про возможности других членов коллектива. Выходя на старт, велосипедистки не будут думать о том, чтобы осуществлять гонки друг за другом. У них будет мысль: «Только бы русский!». Но на практике получается совсем иная картина. Когда на чемпионате мира собирается несколько российских спортсменок - одна, другая, пятая, десятая, всем нам дают указание: надо развезти эту. Далее последовал ответ Бубненковой: пусть доедет до финиша сперва, а потом будем думать, как ее развозить.
- Получается, что такие указания вызывают только раздражение?
- Нет.Никогда не было такого, чтобы на финише было, кого развезти. Света обычно доезжает одна. В прошлом году я ехала в отрыве в четыре круга, а потом функционально устала и с гонки сошла.
- Но вы же, наверное, много раз говорили господину Гусятникову - президенту федерации об устройстве такой команды?
- Александру Михайловичу в подобных случаях приходится только отшучиваться: «Я же Гусь, говорит, с меня как с гуся вода».Эта фраза была им произнесена в разговоре с Ольгой Слюсаревой. Ольга попросила его вмешаться в нелегкую ситуацию, которая возникла у нее в отношениях с прежним тренером и мужем Михаилом Ростовцевым. Она просила только об одном - чтобы Гусятников убедил Ростовцева забыть о своих личных амбициях в их совместной с Ольгой командной работе. Что уж тут поделать, такой у нас президент – ему, как говорится, все параллельно. А мы должны стараться.
- Кто ваш тренер?
- Анатолий Воронин и Александр Панфилов. Они поставили меня на ноги. Сейчас я сама со всем управляюсь. Заботу чувствую со стороны менеджеров «Феникса». А грант Росспорта как чемпионка России я смогу получить лишь в том случае, если попаду в число первых 16-ти на чемпионате мира. Как чемпионка России я – никто. Я и другие призерки получили грамоту и медаль в Майкопе. Девочки, вы молодцы, так держать, до свидания. Нам пришлось 130 км прокатиться в дождь, мы падали, разбивались - всем было плевать на это. Молодцы, чемпионат проведен, можно отчитаться.
- Кто был на чемпионате России из руководства ФВСР в Майкопе?
- Юрий Гурьянов - главный шоссейный тренер.
- А какова его роль?
- Он осуществляет выбор команды на гонки, а также желает отличного выступления сборной России.
Текст: Ирина АННЕНКОВА.
Источник: ИА «Спортком»